Внеклассное чтение блог Дмитрия Кулиша в "Бизнес-классе"

05.04.2010

Первая Жертва Кризиса или Жизненный Цикл Очень Высокотехнологичного Продукта

Дмитрий Кулиш ©2010

Ну что ж, кризис вроде прошёл. По крайней мере, первая волна прошла… Вторая может ещё и будет, но первая-то волна прошла точно. И сразу хочется подвести итоги. Поздравить потерпевших и взгрустнуть о павших. И вдруг выясняется, что павших как-то вот нету. То есть, кризис точно был и нешуточный. И всем было невесело. И готовились все к совсем плохому. А вот павших нет. Все худо-бедно перетоптались, пережили. У кого-то зарплату понизили, у кого-то прибыль упала, но в целом жизнь продолжается без драм.

И это странно. Ведь был же кризис. Значит, хоть кто-то должен был пострадать. Всем понятно, что павшие инвестиционные банки, начиная с Лемана, жертвами считать наивно. Их, скорее, можно поздравить с тем, что они легко ушли со своими заработанными миллиардами после всего того, что они наработали. Крайслер тоже вроде обанкротился, но как-то не совсем. С ипотечными кредитами у народа плохо, но на улицу, похоже, толком никого не выгнали. Даже Греция вон оклемалась. Если так дальше пойдёт, то через пять лет никто и не сможет вспомнить, что же там такого страшного случилось, в этом далёком две тыщи девятом.

С экономической точки зрения эта история напрягает тем, что в мировом финансовом кризисе отсутствует важный логический элемент – расплата. От кризиса обязательно должен кто-то пострадать, иначе возникает щемящее ощущение, что самое страшное всё еще впереди. И больше всех пострадать должна была Америка! При всей моей любви к Америке, приходится всё-таки признать, что это именно её гордые сыны развратили весь мир дешёвым кредитом и ввергли в пучину кризиса доверия. То есть, мир, конечно, тоже хорош – эдакая школьница, которую заманили конфеткой. Но всё-таки обычно принято ругать не легковерную школьницу, а коварного заманивателя… И вот, Америка должна была хоть чем-то заплатить за свои грехи, но долго было непонятно, чем же она собирается платить. Из кризиса вышла легко и непринуждённо, рынки выросли, все беды остались в Европе. Складывалось ощущение, что она ничем платить не собирается. И было в этом ощущении что-то тревожное.

Ан нет! В конце марта вышла новость такой значимости, что журналисты даже побоялись о ней трубить. Журналисты очень четко чувствуют, на чем зарабатывать можно, а на чём – нет. Где могут голову откусить. Вот и про эту новость пятая власть молчит в тряпочку. Не знаю как вам, но мне эта новость кажется такой важной, что мне её хочется написать заглавными буквами: АМЕРИКА ПРЕКРАТИЛА РАЗРАБОТКУ ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ! Не верите, почитайте вот этот документ. Ну и погуглите вокруг него… В сентябре на международную космическую станцию вылетит последний в истории шаттл. После этого программу шаттлов похоронят как не оправдавшую надежд. Этот исход давно был предсказуем, поскольку половина наличных шаттлов уже взорвалась с кошмарными последствиями, а другая половина дышит на ладан… После шаттлов должны были начать полёты корабли «Орион» системы «Констеллейшн», которые были скопированы с наших «Союзов». И вот именно их финансирование и прекращено сейчас, в конце марта 2010-го года… Больше никаких пилотируемых космических кораблей у Америки нет и не планируется…

Теперь наконец понятно, что хоть чем-то Америка заплатит за кризис – полётами в космос. Многие скажут, что это недостаточно по сравнению с тяготами пенсионеров Греции и нашим резким снижением уровня жизни. Может и так, но всё же это и не малая цена. Космос – это национальная гордость покруче олимпийских игр… Теряя космос, Америка начинает осыпаться с самого верха. Вспомните: с детства мы слышали о том, что освоение космоса – это передовой рубеж как технической мысли, так и духовного порыва человечества. Я лично обижался на необразованных азиатов, которые уверенно мне сообщали, что первыми в космос полетели американцы. Я остро ревновал американцев к высадке на Луну. Я завидовал элегантности и рациональности шаттлов. А теперь всё! Финита ля комедия! Американцы теперь в космос не летают, патамушта у них деньги кончились. Точнее, администрация Обамы полгода выбирала между тем, куда отправить последний триллион – на космос или на систему здравоохранения. И выбрала систему здравоохранения (это ещё одна сногсшибательная мартовская новость). Выбор-то сам по себе неплох. Люди завсегда важнее бездушных железок. Однако, снова не могу не удержаться от заглавных буков. ТЕПЕРЬ В КОСМОС ЛЕТАЮТ ТОЛЬКО РУССКИЕ И КИТАЙЦЫ! И те кто им заплатит, чтобы на их кораблях полететь… Кажется, мир наконец сдвинулся и поплыл…

Кстати, хочется использовать эту историю и как мегакейс из области технологического предпринимательства. Если вы помните, когда первые американские шаттлы слетали в космос в 80-х и вернулись назад, коммунистические власти СССР содрогнулись от ужаса. Во-первых, шаттл создавал ощущение серьёзной экономии на полётах в космос – его же не надо каждый раз заново строить. Во-вторых, шаттл мог привозить с орбиты большой тяжёлый груз. Российские «Союзы» этого делать концептуально не умели, поскольку падали вниз как камень на парашюте. Привезение с орбиты груза позволяло делать массу нужных вещей, от вполне гражданских до абсолютно милитаристских. Америка чётко вышла на три корпуса вперёд в космической гонке. Поэтому власти СССР приказали своим Кулибиным быстренько сделать свой такой же шаттл. И Кулибины быстро сделали «Буран». И запустили его в космос. И он вернулся цел и невредим. И тут случилось неожиданное.

Обычно спокойные и немногословные Кулибины пришли к властям СССР и резко высказались. Сказали, что больше тратить время на «Буран» они не будут. Потому что после того как он слетал в космос, на его корпусе нашлось столько пробоин и царапин, что второй раз его запускать недопустимо. А делать такой же новый гораздо дороже, чем штамповать серийные одноразовые «Союзы». И уж они не знают, как американцы умудряются замазывать все эти дырки между полётами, но у русских на такое дело нет ни сил, ни зарплат, ни усидчивости. Власти СССР было разьярились от такой неслыханной наглости, но тут у них как-раз совсем кончились деньги из-за гонки вооружений и они ушли в старческую депрессию, которая закончилась Горбачевым и перестройкой.

А потом тридцать лет продолжалась борьба на выживание. Наши Кулибины, освистанные и осмеянные, продолжали гнуть линию одноразовых «Союзов», а гордые американцы летали на великолепных шаттлах. До тех пор, пока и у них не перестало хватать сил на замазывание пробоин в корпусе и  половина всех имеющихся в наличии шаттлов не взорвалась при самых печальных обстоятельствах. И теперь программа шаттлов ликвидируется после немерянных инвестиций. Это история аналогична громкому и болезненному банкротству большой корпорации, которая только что восхищала весь мир своими ростом и доблестями, однако, была построена на бесшабашности и риске.

А наши скромные «Союзы» неожиданно оказались монополистами на вывод человечества в космос. Позвольте я ещё раз напишу это заглавными буквами: РОССИЙСКАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СТАЛА МОНОПОЛИСТОМ НА ВЫВОД ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОСМОС. Китайцы, конечно, тоже это могут, но у них пока размах не тот. Эта история напоминает долгое и болезненное развитие технологического старт-апа, который выбрал консервативную технологию и долго не мог отыграть рынок у более безбашенных и беспардонных конкурентов с глубокими карманами. Но время всё расставило по местам. Бесшабашность осыпалась, а надёжный продукт победил. Теперь-то наш гадкий утёнок воспарит белым лебедем. Американцы много заплатят нашим за то, что наши будут возить американцев на орбиту. Вот такой-вот пример циклов жизни двух высокотехнологичных продуктов.

И что ещё интересно, НПО «Энергия», которое будет получать основные деньги от американцев – это на 70% частная компания и только на 30% государственная. И вы можете посмотреть в интернете список тех акционеров. Я не знаю точно, что это за люди, но очень хочется верить, что это именно те люди, которые пятнадцать лет назад быстро построили свой шаттл и быстро поняли, что с ним лучше не связываться… И за это именно они станут первыми не-сырьевыми мульти-миллиардерами России.


Комментариев нет

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Sorry, the comment form is closed at this time.

Powered by WordPress