Внеклассное чтение блог Дмитрия Кулиша в "Бизнес-классе"

15.04.2010

История Одного Колумба

Дмитрий Кулиш ©2010

Даже смешно спрашивать, дорогие читатели, какую ассоциацию вызывает у вас слово «Колумб». Колумб, понятно дело, Америку открыл. Однако, постойте! Обычно в жизни всё не так просто… Мудрецы знают, что большинство таких вот непреложных истин на поверку оказываются либо вовсе неистинным, либо, в лучшем случае, истинными только отчасти. Вот также и с Колумбом. Америку как таковую он, конечно, не открывал. Подавляющее большинство экспертов португальского королевского двора, который в пятнадцатом веке был лидером картографического и навигационного рынка, задолго до Колумба отлично знали, что за океаном на западе лежит какая-то большая земля. Им об этом несколько раз рассказывали всякие викинги, арабы и норманны.  Однако, была принципиальная закавыка… Эксперты знали, что если сесть на любую мало-мальски сносную посудину и отчалить от Канарских островов к западу, то твою скорлупку скоро подхватит свежий ветер и погонит тебя на запад с большой скоростью и будет гнать долго. И ты, конечно, доплывёшь до этой новой неизведанной земли. А вот как вернуться назад против этого ветра, никто не знал… Несколько капитанов, попавших в западный ветер, дующий от Канар, рассказывали жуткие истории о том как неделями без еды и питья они боролись с этим ветром, чтобы обратными галсами вернуться на Канары.

Таким образом, проблемы с открытием Америки не стояло вовсе. Стоял вопрос, что с этой Америкой делать, если оттуда нельзя вернутся. И вот тут-то взошла счастливая звезда Колумба. Америку он не открывал, но открыл секрет как приплыть из Америки назад. Дело было так.

Юный Христофор Колумб со своим младшим братом Бартоломью выросли в итальянском портовом городе Генуя в семье мелкого лавочника. Лет до восемнадцати братья помогали отцу в лавке, а потом, разумеется, сбежали с целью стать адмиралами. Десять лет они строили стандартную морскую карьеру, продвигаясь от простых лоцманов до помощников капитанов, а потом и капитанов. Иногда встречались в Лиссабоне и болтали о том о сём.

Однажды, пасмурным октябрьским вечером тысяча четыреста восемьдесят первого года Бартоломью позвал Христофора, чтобы тот помог ему в необычном деле. Прокурор королевского двора привлек Бартоломью как эксперта-консультанта в расследовании дела о служебной халатности и мошенничестве офицера португальского королевского флота по имени капитан Энрикеш. Капитан Энрикеш вёл большой караван судов с Канарских островов, попал в шторм и был унесён к западу, где его подхватил свежий западный ветер, о котором мы говорили выше. После этого караван пропал без вести. Казна понесла ощутимые потери. Через год капитан Энрикеш появился в Лиссабоне и теперь, разумеется, лепит всякие отмазки, в то время как королевский прокурор убеждён, что он загнал весь караван по дешёвке лондонским барыгам и нагло хочет выйти сухим из воды. Братьям Колумбам была поставлена задача вывести мерзавца на чистую воду.

От самого капитана Энрикеша братья услышали следущую историю: когда ветер унёс его караван от Канар, он, разумеется, приказал всему каравану пытаться идти галсами назад. Разумеется, торговые суда не способны к профессиональному галсированию, но капитан не бросал караван в безнадёжной борьбе и пытался галсировать с ними. Разумеется, припасы скоро кончились, на кораблях начался голод. И тут пришёл ещё один разрушительный шторм такой силы, что караван разметало буквально за несколько часов. Пять дней кошмара прошли для капитана в полубессознательном состоянии борьбы за жизнь. Когда ветер утих и небо прочистилось, капитан Энрикеш обнаружил, что его корабль одинок в океане. Кроме того, он обнаружил две новости: плохую и хорошую. Плохая новость заключалась в том, что его корабль отнесло от Канарских островов так далеко, что сердце уходило в пятки. Причём отнесло не только на запад, но и на север… Хорошая новость заключалась в том, что паруса корабля наполнены отличным свежим ветром, который теперь почему-то дует не на запад, а на восток, то есть домой. Сил на какие-либо действия уже ни у кого не было, поэтому две недели измождённые моряки лежали на палубе и смотрели как добрый ветер гонит их домой. И вот пригнал таки, добрые господа эксперты…

Братья Колумбы выслушали эту историю внимательно и написали о ней отчёт. Что дальше стало с капитаном Энрикешом, история умалчивает. Мы надеемся, что его не казнили, но это неважно. Важно, что сразу после сдачи отчёта братья Колумбы отправились выпить пива и Христофор сказал Бартоломью, что не первый раз слышит историю о том, что единственный вариант спасения от западного ветра – это не галсировать против него к востоку, а быстро уходить на север. Там ветер вдруг переворачивается и возвращает тебя к дому. Если это всё правда, то решается проблема неизведанных западных земель! Туда надо плыть южным путём, а возвращаться – северным. И всего-то делов! Вот так. Очень часто в жизни самым важным вопросом оказывается не то, что находится в конце пути, а то, куда дует ветер…

Предприимчивые братья написали про эту идею бизнес-план и отправились к инвесторам для его финансирования. В Португалии бизнес-план не приняли, потому что эксперты королевского двора быстро нашли в нём детскую математическую ошибку. Колумбы в силу своей слабой образованности плохо разбирались в навигационных приборах и неправильно обсчитали показания секстанта, ошибившись в три раза. Кроме того, конкуренцию составил бизнес-план капитана Бартоломью Диаса, который как раз отплывал в Южную Африку и имел нескольких влиятельных родственников и друзей при дворе. Поэтому Колумба осмеяли и выгнали в шею, а инвестицию сделали в экспедицию Бартоломью Диаса. Надо отметить, что эта инвестиция оказалась крайне успешной, поскольку сделала Португалию владычицей морского пути в Китай на ближайшие двести лет.

Братья Колумбы были ещё достаточно молоды и сильны, чтобы не сдаваться. Поскольку в Португалии ловить им было больше нечего, они поступили решительно и эмигрировали. Причём поступили мудро и разделили риски – Бартоломью отправился во Францию, а Христофор в Испанию. Дальше с ними случилась довольно обыденная история. Первым делом они завели себе молодых любовниц, которые, как положено, изменили их жизни. Любовница Христофора, по имени Беатрис, быстро родила ему сына и оказалась девушкой из богатой семьи. Беатрис и Колумб прожили вместе долго и счастливо, но так никогда и не поженились, поскольку у Колумба уже была жена в Португалии. Папа Беатрис довольно быстро предоставил Колумбу первые деньги, с помощью которых он купил первый корабль и убедил испанского корабля дать денег ещё на три корабля. Что случилось дальше, мы знаем – Христофор Колумб поплыл открывать Америку и вплыл прямо в историю.

Любовница Бартоломью тоже оказалась хорошей девушкой, но на неё уже претендовал капитан мушкетёров, который позже послужил прототипом благородного Атоса. В жизни этот капитан был вовсе не таким спокойным и благородным как в книжке. Он сильно ранил Бартоломью на дуэли, а потом организовал его заключение в тюрьму по обвинению в шпионаже в пользу испанцев. Вот так в разную стороны повернулись судьбы братьев. Колумб уплыл открывать Америку, а Бартоломью провёл шесть лет в тюрьме, откуда вырвался чудом. Через много лет нищий и оборванный Бартоломью нашёл брата. Здесь хочется сделать паузу… Как вы думаете, дорогие слушатели, что произошло? Верите ли вы в хеппи-энды? Верите ли вы в то, что Христофор поделился с братом своей удачей и принял его с любовью?..

Молодцы! Хеппи-энд случился! Христофор принял брата со всей душой, поделился с ним своими немалыми деньгами и дал ему пост вице-губернатора Ямайки! Вся последущую жизнь братья работали рука об руку и сильно не ссорились. Вот именно за эту любовь к брату мы и уважаем больше всего Христофора Колумба!

05.04.2010

Первая Жертва Кризиса или Жизненный Цикл Очень Высокотехнологичного Продукта

Дмитрий Кулиш ©2010

Ну что ж, кризис вроде прошёл. По крайней мере, первая волна прошла… Вторая может ещё и будет, но первая-то волна прошла точно. И сразу хочется подвести итоги. Поздравить потерпевших и взгрустнуть о павших. И вдруг выясняется, что павших как-то вот нету. То есть, кризис точно был и нешуточный. И всем было невесело. И готовились все к совсем плохому. А вот павших нет. Все худо-бедно перетоптались, пережили. У кого-то зарплату понизили, у кого-то прибыль упала, но в целом жизнь продолжается без драм.

И это странно. Ведь был же кризис. Значит, хоть кто-то должен был пострадать. Всем понятно, что павшие инвестиционные банки, начиная с Лемана, жертвами считать наивно. Их, скорее, можно поздравить с тем, что они легко ушли со своими заработанными миллиардами после всего того, что они наработали. Крайслер тоже вроде обанкротился, но как-то не совсем. С ипотечными кредитами у народа плохо, но на улицу, похоже, толком никого не выгнали. Даже Греция вон оклемалась. Если так дальше пойдёт, то через пять лет никто и не сможет вспомнить, что же там такого страшного случилось, в этом далёком две тыщи девятом.

С экономической точки зрения эта история напрягает тем, что в мировом финансовом кризисе отсутствует важный логический элемент – расплата. От кризиса обязательно должен кто-то пострадать, иначе возникает щемящее ощущение, что самое страшное всё еще впереди. И больше всех пострадать должна была Америка! При всей моей любви к Америке, приходится всё-таки признать, что это именно её гордые сыны развратили весь мир дешёвым кредитом и ввергли в пучину кризиса доверия. То есть, мир, конечно, тоже хорош – эдакая школьница, которую заманили конфеткой. Но всё-таки обычно принято ругать не легковерную школьницу, а коварного заманивателя… И вот, Америка должна была хоть чем-то заплатить за свои грехи, но долго было непонятно, чем же она собирается платить. Из кризиса вышла легко и непринуждённо, рынки выросли, все беды остались в Европе. Складывалось ощущение, что она ничем платить не собирается. И было в этом ощущении что-то тревожное.

Ан нет! В конце марта вышла новость такой значимости, что журналисты даже побоялись о ней трубить. Журналисты очень четко чувствуют, на чем зарабатывать можно, а на чём – нет. Где могут голову откусить. Вот и про эту новость пятая власть молчит в тряпочку. Не знаю как вам, но мне эта новость кажется такой важной, что мне её хочется написать заглавными буквами: АМЕРИКА ПРЕКРАТИЛА РАЗРАБОТКУ ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ! Не верите, почитайте вот этот документ. Ну и погуглите вокруг него… В сентябре на международную космическую станцию вылетит последний в истории шаттл. После этого программу шаттлов похоронят как не оправдавшую надежд. Этот исход давно был предсказуем, поскольку половина наличных шаттлов уже взорвалась с кошмарными последствиями, а другая половина дышит на ладан… После шаттлов должны были начать полёты корабли «Орион» системы «Констеллейшн», которые были скопированы с наших «Союзов». И вот именно их финансирование и прекращено сейчас, в конце марта 2010-го года… Больше никаких пилотируемых космических кораблей у Америки нет и не планируется…

Теперь наконец понятно, что хоть чем-то Америка заплатит за кризис – полётами в космос. Многие скажут, что это недостаточно по сравнению с тяготами пенсионеров Греции и нашим резким снижением уровня жизни. Может и так, но всё же это и не малая цена. Космос – это национальная гордость покруче олимпийских игр… Теряя космос, Америка начинает осыпаться с самого верха. Вспомните: с детства мы слышали о том, что освоение космоса – это передовой рубеж как технической мысли, так и духовного порыва человечества. Я лично обижался на необразованных азиатов, которые уверенно мне сообщали, что первыми в космос полетели американцы. Я остро ревновал американцев к высадке на Луну. Я завидовал элегантности и рациональности шаттлов. А теперь всё! Финита ля комедия! Американцы теперь в космос не летают, патамушта у них деньги кончились. Точнее, администрация Обамы полгода выбирала между тем, куда отправить последний триллион – на космос или на систему здравоохранения. И выбрала систему здравоохранения (это ещё одна сногсшибательная мартовская новость). Выбор-то сам по себе неплох. Люди завсегда важнее бездушных железок. Однако, снова не могу не удержаться от заглавных буков. ТЕПЕРЬ В КОСМОС ЛЕТАЮТ ТОЛЬКО РУССКИЕ И КИТАЙЦЫ! И те кто им заплатит, чтобы на их кораблях полететь… Кажется, мир наконец сдвинулся и поплыл…

Кстати, хочется использовать эту историю и как мегакейс из области технологического предпринимательства. Если вы помните, когда первые американские шаттлы слетали в космос в 80-х и вернулись назад, коммунистические власти СССР содрогнулись от ужаса. Во-первых, шаттл создавал ощущение серьёзной экономии на полётах в космос – его же не надо каждый раз заново строить. Во-вторых, шаттл мог привозить с орбиты большой тяжёлый груз. Российские «Союзы» этого делать концептуально не умели, поскольку падали вниз как камень на парашюте. Привезение с орбиты груза позволяло делать массу нужных вещей, от вполне гражданских до абсолютно милитаристских. Америка чётко вышла на три корпуса вперёд в космической гонке. Поэтому власти СССР приказали своим Кулибиным быстренько сделать свой такой же шаттл. И Кулибины быстро сделали «Буран». И запустили его в космос. И он вернулся цел и невредим. И тут случилось неожиданное.

Обычно спокойные и немногословные Кулибины пришли к властям СССР и резко высказались. Сказали, что больше тратить время на «Буран» они не будут. Потому что после того как он слетал в космос, на его корпусе нашлось столько пробоин и царапин, что второй раз его запускать недопустимо. А делать такой же новый гораздо дороже, чем штамповать серийные одноразовые «Союзы». И уж они не знают, как американцы умудряются замазывать все эти дырки между полётами, но у русских на такое дело нет ни сил, ни зарплат, ни усидчивости. Власти СССР было разьярились от такой неслыханной наглости, но тут у них как-раз совсем кончились деньги из-за гонки вооружений и они ушли в старческую депрессию, которая закончилась Горбачевым и перестройкой.

А потом тридцать лет продолжалась борьба на выживание. Наши Кулибины, освистанные и осмеянные, продолжали гнуть линию одноразовых «Союзов», а гордые американцы летали на великолепных шаттлах. До тех пор, пока и у них не перестало хватать сил на замазывание пробоин в корпусе и  половина всех имеющихся в наличии шаттлов не взорвалась при самых печальных обстоятельствах. И теперь программа шаттлов ликвидируется после немерянных инвестиций. Это история аналогична громкому и болезненному банкротству большой корпорации, которая только что восхищала весь мир своими ростом и доблестями, однако, была построена на бесшабашности и риске.

А наши скромные «Союзы» неожиданно оказались монополистами на вывод человечества в космос. Позвольте я ещё раз напишу это заглавными буквами: РОССИЙСКАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СТАЛА МОНОПОЛИСТОМ НА ВЫВОД ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОСМОС. Китайцы, конечно, тоже это могут, но у них пока размах не тот. Эта история напоминает долгое и болезненное развитие технологического старт-апа, который выбрал консервативную технологию и долго не мог отыграть рынок у более безбашенных и беспардонных конкурентов с глубокими карманами. Но время всё расставило по местам. Бесшабашность осыпалась, а надёжный продукт победил. Теперь-то наш гадкий утёнок воспарит белым лебедем. Американцы много заплатят нашим за то, что наши будут возить американцев на орбиту. Вот такой-вот пример циклов жизни двух высокотехнологичных продуктов.

И что ещё интересно, НПО «Энергия», которое будет получать основные деньги от американцев – это на 70% частная компания и только на 30% государственная. И вы можете посмотреть в интернете список тех акционеров. Я не знаю точно, что это за люди, но очень хочется верить, что это именно те люди, которые пятнадцать лет назад быстро построили свой шаттл и быстро поняли, что с ним лучше не связываться… И за это именно они станут первыми не-сырьевыми мульти-миллиардерами России.


Powered by WordPress